Рабочая программа внеурочной деятельности _Финансовая безопасность_

Пояснительная записка.
Финансовая безопасность.
11 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельность «Финансовой грамотности» составлена на основе
следующих нормативных документов:

 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 № 317 -ФЗ);



Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2012 № 413, с
изменениями на 29.06.2017)



Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от
28.06.2016 № 2/16-з)



Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 №
442;



СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
и организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28;
«Календарный учебный график на 2021 - 2022 учебный год», утвержденный приказом МОУ «Средняя
школа № 55» от 23.08.2021 № 01-07/110 «О внесении изменений в ООП НОО, ООО, СОО: об утверждении
календарного учебного графика на 2021 - 2022 учебный год».
Программа ориентирована на использование учебника «Финансовая грамотность. 10-11 класс»,
авторы: Ю.Брехова, А.Алмасов, Д.Завьялов. Издательство «ВАКО», 2020 год.
Учебник входит в
федеральный перечень учебников. Программа учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
рассчитана на один год. Общее количество часов за уровень среднего общего образования составляет 34
часа.
Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета.

Личностные результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы включают готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение,
правосознании, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы включают
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной
и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению
индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности.
Метапредметные результаты :
Регулятивные
Познавательные

Коммуникативные

- умение самостоятельно
определять
цели
деятельности и составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать

умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции других участников
деятельности, эффективно
разрешать конфликты;

владение
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем; способность и
готовность
к
самостоятельному
поиску

деятельность; использовать
все возможные ресурсы для
достижения поставленных
целей и реализации планов
деятельности;
выбирать
успешные
стратегии
в
различных ситуациях;
-умение
использовать
средства информационных и
коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических норм,
норм
информационной
безопасности;
умение
определять
назначение
и
функции
различных
социальных
институтов;
- умение самостоятельно
оценивать
и
принимать
решения,
определяющие
стратегию
поведения, с
учетом
гражданских
и
нравственных ценностей;
владение
навыками
познавательной рефлексии
как осознания совершаемых
действий и мыслительных
процессов, их результатов и
оснований, границ своего
знания и незнания, новых
познавательных задач и
средств их достижения.

методов
решения
практических
задач,
применению
различных
методов познания;
-готовность и способность к
самостоятельной
информационно-познаватель
ной деятельности, владение
навыками
получения
необходимой информации из
словарей разных типов,
умение ориентироваться в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из
различных источников.

владение
языковыми
средствами - умение ясно,
логично и точно излагать
свою
точку
зрения,
использовать
адекватные
языковые средства.

2. Содержание учебного предмета
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная
история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование.
Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов,
порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики
кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов Фондовый рынок, ценная
бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского
управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX. Понятие фондового рынка, виды
ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных
фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных
бумаг, типы валютных сделок.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата Налоговая система, налоги,
пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания
взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и
порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание
случаев и способов получения налоговых вычетов.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование
ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование,
франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные
участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация
страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при
наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль,
бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес. Понятие малого
и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов,
порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и
менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе,
определение рисков и их снижение.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Инвестиции,
инвестирование,
инвестиционный
портфель,
стратегия
инвестирования,
инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск,
доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг,
фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых
мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное
пенсионное обеспечение. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения
пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.

№

3. Тематическое планирование
Тема
Формы деятельности

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
1.
2.

Банковская система
Как сберечь деньги с помощью депозитов

Лекция, практикум
Лекция, практикум

3.

Банки и золото: как сохранить сбережения в
драгоценных металлах
Кредит: зачем он нужен и где его получить

Лекция, практикум

4.

Лекция, практикум

Какой кредит выбрать и какие условия
Лекция, практикум
кредитования предпочесть
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов
5.

6.

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

Лекция, практикум

7.

Профессиональные участники рынка ценных
бумаг
Граждане на рынке ценных бумаг
Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и
общие фонды банковского управления

Лекция, практикум

8.
9.

Лекция, практикум
Лекция, практикум

Операции на валютном рынке: риски и
Лекция, практикум
возможности
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
10.

11.

Что такое налоги и почему их нужно платить

Лекция, практикум

12.
Основы налогообложения граждан
Лекция, практикум
13.
Налоговые вычеты
Лекция, практикум
14.
Как вернуть налоги в семейный бюджет
Лекция, практикум
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду
15.

Страховой рынок России: коротко о главном

Лекция, практикум

16.

Имущественное страхование: как защитить
нажитое состояние
Здоровье и жизнь - высшие блага: личное
страхование
Если нанесен ущерб третьим лицам
Доверяй, но проверяй, или несколько

Лекция, практикум

17.
18.
19.

Лекция, практикум
Лекция, практикум
Лекция, практикум

/

советов по выбору страховщика
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Лекция, практикум

21.
22.

Создание собственного бизнеса: что и как надо
сделать
Пишем бизнес-план
Расходы и доходы в собственном бизнесе

23.

Налогообложение малого и среднего бизнеса

Лекция, практикум

С какими финансовыми рисками может
встретиться бизнесмен
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

Лекция, практикум

20.

24.

Лекция, практикум
Лекция, практикум

25.

Финансовые риски и стратегии инвестирования

Лекция, практикум

26.

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети
мошенников
Виды финансовых пирамид
Виртуальные ловушки, или как не потерять
деньги при работе в сети Интернет

Лекция, практикум

27.
28.

Лекция, практикум
Лекция, практикум

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу
Лекция, практикум
«Все слышат»
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
29.

30.
31.
32.
33.
34.

Думай о пенсии смолоду, или как формируется
пенсия
Как распорядиться своими пенсионными
накоплениями
Как выбрать негосударственный пенсионный
фонд
Обучающая игра «Выбери свой
негосударственный пенсионный фонд»
Итоговый контроль по курсу

Лекция, практикум
Лекция, практикум
Лекция, практикум
Игра
Тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».